Новые стандарты в сфере роботов и робототехнических устройств
26 апр 2020
В комплекс ГОСТ Р 60, касающийся роботов и робототехнических устройств, внесены 11 новых национальных стандартов, вступивших в силу в марте 2020 года. Новые стандарты описывают термины, определения, рабочие характеристики и методы испытаний мобильных сервисных роботов для работы в экстремальных условиях.
Стандарты комплекса разработаны в целях повышения интероперабельности (улучшения взаимодействия) роботов и их компонентов, а также снижения затрат на их разработку, производство и обслуживание за счет стандартизации и унификации процессов, интерфейсов и параметров.
Немного подробнее о некоторых наиболее интересных стандартах:
ГОСТ Р 60.0.0.5-2019 «Роботы и робототехнические устройства. Мобильные роботы. Термины и определения» содержит термины и определения, используемые для описания мобильности, передвижения и других аспектов, связанных с мобильными роботами — колесными и шагающими. К примеру:
-
мобильный робот — робот, способный передвигаться под своим собственным управлением. Он может представлять из себя мобильную платформу с манипуляторами или без;
-
походка — схема циклического движения ног при передвижении шаганием;
-
стыковка — процесс подхода и/или соединения со станцией, оборудованием или другой мобильной платформой для выполнения поставленного задания.
ГОСТ Р 60.6.3.11-2019 «Роботы и робототехнические устройства. Методы испытаний сервисных мобильных роботов для работы в экстремальных условиях. Взаимодействие человека с роботом при выполнении поисковых работ. Произвольные лабиринты на сложной местности» распространяется на телеуправляемых мобильных роботов, которые по своим массогабаритным параметрам сопоставимы с человеком. Стандарт описывает порядок проведения и методы испытаний, испытательное оборудование и показатели для количественной оценки способности телеуправляемых наземных роботов осуществлять поисковые работы в лабиринте. Основной целью использования роботов в аварийно-спасательных операциях является повышение безопасности и эффективности работы сотрудников аварийно-спасательных служб, которая проходит в опасных средах и труднодоступных местах. При многократном выполнении попыток, результаты испытаний робота статистически демонстрируют надежность выполнения им задания и таким образом обеспечивают заказчика испытаний достоверными данными по применимости этой техники.
ГОСТ Р 60.6.2.1-2019 «Роботы и робототехнические устройства. Cервисные мобильные роботы. Частные требования безопасности к роботам-газонокосилкам с аккумуляторным питанием» устанавливает требования безопасности к электрическим роторным роботам-газонокосилкам с аккумуляторным питанием. В стандарте описаны опасности, которые могут возникнуть, если использовать этих роботов не по назначению. К примеру, конструкция роботов-газонокосилок должна обеспечивать надлежащую защиту от риска травмирования людей посторонними предметами, которые могут быть отброшены вращающимся режущим инструментом; она должна исключать возможность воспламенения или поражения электрическим током в результате неправильной работы.
ГОСТ Р 60.6.3.14-2019 «Роботы и робототехнические устройства. Рабочие характеристики и соответствующие методы испытаний сервисных. мобильных роботов. Часть 1. Передвижение колесных роботов» описывает набор рабочих характеристик, который должен иметь каждый робот, выполняющий задания, полезные для человека или оборудования (за исключением применения в целях промышленной автоматизации), к примеру: номинальную скорость, параметры торможения, максимальную скоростью на склоне, движение через порог и др. Стандарт описывает цели, средства, порядок проведения и результат испытания каждого из параметров, характеризующих производительность робота. Один из примеров: цель испытания «движение через порог» — определяет максимальную высоту препятствия, которое способен преодолеть робот без каких-либо повреждений. На испытательном стенде должны быть предусмотрены два порога: короткий и длинный. Попытку считают неудачной, если робот не смог полностью переехать через порог или если корпус мобильной платформы, за исключением колес, коснулся поверхности перемещения при выполнении маневра.