Частичная легализация параллельного импорта
1 июн 2023
Частичная легализация параллельного импорта: подведены промежуточные итоги
На конференции ТПП России А. В. Кирильченко, адвокат и эксперт в сфере таможенного права и ВЭД, выступил с докладом, который был посвящен промежуточным итогам международной торговли в условиях параллельного импорта.
В настоящее время государство обращает все больше внимания на параллельный импорт - поставку товаров на территорию России вопреки воле правообладателей. В России это уже частично легализовано. Какие именно меры принимают власти?
Минпромторг утвердил обширный перечень товаров и брендов, которые можно ввозить без разрешения правообладателей. Товары, не включенные в этот список, параллельно ввозить запрещено. Легализация коснулась только тех брендов, которые ушли с российского рынка. Производители, которые еще не сделали этого, и те, чей уход был лишь формальностью, могут рассчитывать на прямой импорт.
Существует и юридическая коллизия: над внутренними правилами ввоза стоят нормы, утвержденные в ЕАЭС, а союз не легализовал параллельный импорт в Россию. Получается, что предприниматели, которые ввозят товары параллельно, соблюдают российские законы, но нарушают правила экономического союза. С этой проблемой еще предстоит бороться.
ТРОИС (реестр объектов интеллектуальной собственности) продолжает существовать и использоваться - в отношении тех товаров, которые не входят в перечень Минпромторга. Такую продукцию могут задержать на срок до 20 дней. Но под риском и бренды, разрешенные к параллельному импорту: их также нужно проверять на предмет контрафакта.
Еще одна проблема - сертификация. Даже при параллельном ввозе товары нужно сертифицировать, и без поддержки правообладателя сделать это проблематично. До сентября 2023 года действует упрощенная схема, но предприниматели не знают, что будет дальше, и не могут строить долгосрочные планы.
Наконец, при параллельном импорте стоимость товара становится выше из-за сложной логистической цепочки. В результате продукция на российском рынке становится дороже. И более того: если при импорте были выявлены нарушения, импортер не полностью выплатил пошлину и недостоверно задекларировал товар, несет ответственность не только он, но и покупатель (например, розничный магазин).
На данный момент легализация параллельного импорта вызывает больше вопросов. Но он работает: покупателям все еще доступны автомобили, техника, станки и многое другое, пусть и по более высоким ценам.